Статьи

Родители иногда недооценивают роль пальчиковых игр и потешек в развитии детей-дошкольников, а ведь это едва ли не самый простой и увлекательный для ребенка способ развить мелкую моторику ребенка. Развитие мелкой моторики, в свою очередь, - самый мощный инструмент развития речи и интеллектуальных способностей. Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику рук и за речь, расположены очень близко. Именно этим объясняется влияние развития моторики рук в первую очередь на речь ребенка. Приступая к пальчиковым играм, взрослые поначалу управляют детскими руками, но постепенно ребенок начинает по собственному желанию выполнять упражнения самостоятельно. С трехлетнего возраста дети начинают показывать пальцами сюжеты, в которых разные руки выполняют разные роли и движения (например, пальцы левой руки изображают домик, а право – бегущую внутрь кошку). Продолжать занятия пальчиковой гимнастикой стоит и с детьми 4-х и 5-и лет. Традиционно пальчиковые игры проводятся в совокупности со стишками-потешками, через которые также расширяются и систематизируются представления ребенка о мире. Если вы изучаете иностранный язык с раннего возраста, то пальчиковые игры под песенки на иностранном языке могут очень помочь ребенку. Предлагаем вашему вниманию следующие варианты стихов-потешек для занятия с детьми (как простых, так и более сложных):

Моя семья

(Пальчики сгибаются поочередно, в конце нужно покрутить кулачком) Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!

Пальчик-мальчик

(Вначале нужно показать большой палец, а потом касаниями соединять его с другими пальцами. Можно задействовать одновременно две руки) - Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Детям часто нравятся потешки с неожиданной, смешной концовкой, например:

По грибы

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистил сам, Этот пальчик жарить стал, А этот пальчик всё-всё съел, Оттого и растолстел. Очень популярны в детских дошкольных учреждениях потешки, имитирующие занятия, которые ребенок наблюдает в быту (готовка, уборка и прочее, например:

Капустка

(Движения рук имитируют попеременно движение ножей вверх-вниз, посыпание солью из щепотки, растирание и сжимание) Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем, Мы капустку жмём, жмём.

Повстречались

(На каждую строчку нужно поочередно соединять пальцы правой и левой руки, от мизинцев к большим, а на последнюю строчку показать рога, вытянув мизинцы и указательные пальцы) Повстречались два утёнка «Кря-кря» Два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: «Иго-го!», Два тигренка: «Ррр!» Два быка – Смотри, какие рога; «Муу!».

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж, (водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс, (водим пальчиком вокруг носа) Летит комар, на лоб – оп, (пальчиком дотрагиваемся до лба) А мы его – хлоп, (хлопаем ладошкой по лбу) И к уху, зззз, (зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Небольшие советы:

Придумывайте собственные пальчиковые игры – это несложно, но ваш энтузиазм будет воспринят ребенком с благодарностью. Будьте уверены, что даже не самая складная, но собственная, уникальная потешка станет у него любимой. Поначалу попробуйте проделать все движения самостоятельно, чтобы ребенок видел слаженные и уверенные жесты. Старайтесь произносить слова и фразы четко, с ярко выраженной интонацией – ведь в данный момент вы развиваете речь ребенка, а она должна формироваться правильно.

Как еще можно развивать мелкую моторику и активизировать пальцы рук?

  • Позвольте ребенку рвать бумагу: салфетки или газету (безопасная бумага, о которую ребенок не порежется).
  • Предложите ребенку бусы или счёты, чтобы он мог перебирать бусины.
  • Играйте в пальчиковый театр.