Статьи

Мы уже писали о подготовке и адаптации детей в детском саду. В этой заметке мы отдельно упомянем один из распространенных факторов, усложняющих привыкание ребенка к изменившемуся образу жизни. Речь идет о конфликте сфер влияния мамы и воспитателя. Для того, чтобы этот фактор начал работать, совсем необходим конфликт. Мама и воспитатель могут быть друзьями и сообщниками в воспитании малыша, но в его глазах между ними может возникнуть конфликт авторитетов. Психологи рекомендуют мамам немного "понижать свой голос", приводя ребенка в детский сад, и вот что они имеют в виду: мамы часто дают детям напутствия, стараясь объяснить, что их ждет в группе. Это правильно - ведь ребенок боится неизвестности, а так ему все становится понятнее. Но нужно помнить, что грамотный воспитатель должен быть готов встретить ребенка и "подхватить" ваше напутствие. Рассмотрим две ситуации.

  1. Мама приводит ребенка в детский сад, где его встречает воспитатель словами "Здравствуй, Ваня, проходи...", а мама не выключается в нужный момент, продолжая: "Помой ручки, причешись, потом ты покушаешь, поиригаешь, а потом порисуешь". И когда воспитатель говорит ребенку - пойдем на занятия, у него возникает недоумение: "Как же я куда-то пойду, если я еще не покушал/не порисовал/не поиграл". Мама сказала иначе, а мама всегда важнее. Малыш нервничает - все идет не по плану, это непредсказуемое место.
  2. Мама по дороге в детский сад рассказывает малышу: "Мы придет в садик, и нас встретит воспитательница. Мы переоденемся, и ты пойдешь мыть ручки. Побудешь в садике, а после сна (после обеда, после ужина) я тебя заберу, и мы пойдем домой". Мама может даже рассказать, что в саду дети занимаются разными делами. Но после слов воспитателя: "Здравствуй и проходи", на стоит навязывать ребенку последовательность событий. Мама становится наблюдателем и передает лидерство воспитателю. Если ребенок очень тревожный, можно при нем спросить у воспитателя, чем сегодня будут заниматься дети в саду.
Отдельно хочется отметить, что дети дошкольного возраста еще не понимают измерения времени. Не стоит говорить им, что вы вернетесь через час или два, или придете в шесть. Лучше связать это с каким-то событием: после ужина, когда вы пойдете гулять на улицу и т.п. Это вносит в жизнь ребенка гораздо больше определенности. Чтобы малыш быстрее привык к детскому саду, старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.