Статьи

Весной многих родителей начинают волновать вопросы готовности ребенка к школе. А готов ли? Созрел ли психологически? Нужно ли что-то подтянуть? Особенно актуальна эта проблема для родителей тех детей, которым 6 лет исполняется только летом - и чем ближе к 1 сентября день рожденья ребенка, тем больше сомнений. Мы предлагаем вам краткое описание широко известного ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йирасика, который отражает основные элементы тестирования детей на готовность к школе психологами Беларуси и позволяет оценить общий уровень психического развития ребенка, уровень развития мышления, умение слушать, навык вполнения задания по образцу. Этот тест состоит из 4- частей. В данной заметке мы расскажем о первых трех, по которым подсчет баллов ведется отдельно, а в следующей статье - о завершающей, четвертой части тестирования.

1 часть - Рисунок человека

Ребенка просят нарисовать человека мужского пола: "Здесь (необходимо показать, где) нарисую какого-нибудь дядю, как ты умеешь". Во время задания нельзя поправлять ребенка, помогать ему или направлять (а вторая рука? а где же уши?). Взрослый, проводящий тестирование, наблюдает молча. Оценивание
Количество баллов Характеристики рисунка
1 балл Нарисована именно мужская фигура (есть элементы мужской одежды, стрижка и т.п.), есть выраженные части тела (голова, туловище, конечности); голова с туловищем соединяется шеей, которая не превосходит туловище по размерам; голова меньше туловища; есть волосы или головной убор, уши; есть глаза, нос, рот, правильно расположенные на лице; у рук есть кисти с пятью пальцами; есть стопы ног; способ рисования - синтетический (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла Присутствуют все вышеперечисленные характеристики, за исключением синтетического способа рисования, либо синтетический способ наблюдается, но при этом не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла Очень упрощенный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов Отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

e2036de3473b91fba977217d79454534

 2 часть - Копирование фразы

Ребянка просят переписать фразу из прописных букв: "Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же вот здесь (показать место ниже написанного), как сможешь". Фраза для этого задания должна быть короткой и содержать первую заглавную букву, например: "Он пил чай", "Он ел суп" и т.п. Оценивание
Количество баллов Исполнение задания
1 балл Фраза полностью скопировна; буквы могут быть несколько больше образца, но не более, чем в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально или с небольшим отклонением от горизонтали
2 балла Образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учтены, буквы могут быть больше, строчка может уходить вверх или вниз
3 балла Надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы
4 балла Можно понять хотя бы 2 буквы, видна строка
5 баллов Неразборчивые каракули, строка не вычленяется

тест-готовности-ребенка-к-школе-копировать-текст

 3 часть - Срисовывание точек

Ребенку предлагают образец, на котором нарисовано 10 точек, расположенном на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и по вертикали: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же". Оценивание
Количество баллов Степень точности копирования
1 балл Точное копирование, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение рисунка
2 балла Количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками
3 балла Рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов
4 балла Рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу
5 баллов Каракули, полное несоответствие

8276_html_5b4bf9c0

Суммирование баллов

Результат первых трех составляющих теста Керна-Йирасика определяется по сумме баллов в итоге выполнения трех заданий.
Сумма баллов Готовность к школе
3-6 баллов высокий уровень готовности к школе
7-12 баллов средний уровень
13-15 баллов низкий уровень готовности
Напомним, что для достоверного определения готовности ребенка к школе тестирование и оценку результатов должен проводить психолог. Для родителей этот тест может являться только ориентировочным.

Тест школьной зрелости, 4 часть

2017-04-10 12:47:49 168508407Продолжаем рассказывать о тесте  школьной зрелости Керна- Йирасика. На этот раз речь пойдет о заключительной, четвертой части теста, который представляет собой беседу с ребенком. Напомним, что для достоверного определения готовности ребенка к школе тестирование и оценку результатов должен проводить психолог. Для родителей этот тест может являться только ориентировочным.

4 часть - Опрос

Устная беседа в форме опроса позволяет определить общий уровень мышления ребенка, его кругозор и степень развития социальных навыков. Если ребенку трудно сразу самому ответить, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Какое животное больше – корова или кот? (Здесь и далее вопросы могут быть изменены по аналогии, но с сохранением обзего принципа: лошадь или собака, слон или коза и т.п.) (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = —5 баллов) Утром мы завтракаем, а днем... (ужинаем, едим мясо, едим суп = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = —3 балла) Ночью темно, а днем... (светло, светит солнце = 0; неправильный ответ = —4) Трава зеленая, а небо... (голубое, синее = 0; неправильный ответ = —4) Яблоки, груши, апельсины – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = —1) Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; для безопасности; чтобы машины остановились; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = —1) Что такое Минск, Гомель, Москвы, Могилев, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции и т.п. = 0; неправильный ответ = —1) Сколько сейчас времени? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; назван только целый час = 3; не знает часов = 0) Маленькая корова – это теленок, маленькая кошка – это..., маленькая овечка – это...? (котенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = —1) Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = —1 на курицу = —3) Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = —1) Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) Чем отличаются гвоздь и винтик? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0) Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0) Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0) Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0) Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0) Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0) Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; чтобы другой, кто получит, не платил за письмо = 2; неправильный ответ = 0)

Суммирование баллов

Сумма баллов Готовность к школе
24 и выше высокий вербальный интеллект (кругозор)
от 14 до 23 выше среднего
от 0 до 13 средний показатель вербального интеллекта
от —1 до –10 ниже среднего
от –11 и меньше низкий показатель

Тест школьной зрелости, 4 часть

2017-04-15 08:26:58 rost8Приближается время выпускных балов. Кого-то это может удивить, но проходят они не только в школах и ВУЗах. Детские сады тоже организовывают выпускные для своих воспитанников - самые первые в их жизни, как мостик между детским садом и школой. Несколько слов о том, что представляют собой такие выпускные. Разумеется, многое зависит от традиций конкретного детского сада, желаний и возможностей родителей и детей. И все же можно выделить незыблемые традиции выпускного в детском саду, которые не меняются уже довольно долго.

Торжественная часть

Первая из таких традиций - это утренник, своеобразный тематический концерт, подготовленный воспитателями, музыкальным работником и детьми, отшлифованный множеством репетиций. Для детей и воспитателей он как бы подводит черту всему дошкольному периоду, отражает достижения детского коллектива. Торжественная часть похожа на другие праздничные программы в детском саду. В сценарий включается тематика праздника: песни, стихи и конкурсы посвящаются предстоящей встрече со школой.

Поздравительная часть

Традиционно утренник заканчивается вручением подарков детям и цветов педагогам. Родители нередко берут ответное слово, поздравляют и благодарят педагогов.

Чаепитие

Для детей выступление на утреннике волнительно, нередко многие из них отказываются от завтраков из-за переживаний в связи с предстоящим событием. Так или иначе, но к концу выступления они становятся усталыми и голодными, поэтому небольшой накрытый для них стол оказывается очень кстати. На усмотрение родителей, это может быть полноценный обед с горячими блюдами, сладкий стол или другие варианты перекусов. Главное - чтобы все было организованно.

Развлекательная часть

Именно относительно развлекательной части чаще всего расходятся мнения родителей. Одни говорят, что дети уже слишком устали, чтобы развлекаться с аниматорами, другие - что после напряжения на выступлении детям хочется выбегаться, выплеснуть остатки энергии и напряжения, разрядиться. Строго говоря, при кажущейся противоположности этих мнений, оба они верны: дети действительно устали, но в большей степени эмоционально и психологически, чем физически. Разрядкой в таком случае может наступить и спокойный день в кругу семьи, и веселые игры с клоунами. В последнем случае, выйдет ли разрядка из-под контроля и превратиться ли в балаган (а с усталыми детьми такое вполне может случиться вне зависимости от их воспитанности), зависит от умений аниматоров. В любом случае, вместо приглашения аниматоров в детский сад всегда можно просто наведаться в развлекательный центр и завершить праздник.

Подсказки

При организации выпускного в детском саду следует помнить о: - украшении зала. Гелиевые шары, плакаты и ленты способны преобразить любое помещение и создать атмосферу праздника где угодно. В последнее время появилась традиция отпускать шары в небо с крыльца детского сада в конце праздника. В этом случае хочется посоветовать иметь и запасной шарик для ребенка, потому что единственный откажутся отпустить очень немногие дети. Кроме того, шары имеют обыкновение сдуваться - и для этого тоже необходим запас. - фото- и видеосъемка. От мастерства фотографа и оператора зависит качество тех фото- и видеовпечатлений, которые останутся у детей и родителей на долгие годы. Как правило, фотосъемка детей проводится в отдельный день. Помните, что оператор, скорее всего, не сможет ходить среди родителей для съемки утренника. Для сохранения качества видео при таких ограничениях разумно заранее договориться о наличии второй камеры. - много воды. После выступления дети очень хотят пить - одного стакана сока или чашки чая на сладком столе им будет явно недостаточно, поэтому никогда не помешает припасенная бутылочка воды для каждого. - не торопитесь. Часто родители тоже устают к концу утренника и спешат забрать детей домой. Не стоит спешить: дети уже не малыши, они хотят поделиться впечатлениями со сверстниками. К тому же, они прекрасно понимают смысл праздника и знают, что расстаются с детским садом - даже если будут ходить в него еще целое лето перед школой.

Самое главное

Душевные затраты, время и силы, которые родители, дети и педагоги вкладывают в организацию праздника, гораздо важнее финансовых затрат и обязательно окупятся счастливыми глазами и радостными улыбками всех присутствующих.