Методика образования
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственных функций школы - обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
Наши педагоги активно используют в своей работе современные образовательные технологи, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе. Это развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ), исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, обучение и др. Использование современных обраховательных технологий позволяет повысить качество образования, снизитья нагрузки учащихся, более эффективного использовать учебное временя.
При этом одним из приоритетных направлений в школе продолжает оставаться работа с высокомотивированными и одаренными детьми. Она осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу. Выявление и сопровождение творческих, интеллектуальных детей проводится через привлечение их к участию в республиканских и международных предметных олимпиадах школьников, интеллектуальных играх, конкурсах, фестивалях, смотрах, конференциях, и т.д.
Цель: создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для совершенствования образовательного пространства школы, обеспечивающего развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях.
Задачи:
-
продолжить работу педагогического коллектива по обеспечению качества образования; улучшать эффективность управления качеством образования посредством информационно-аналитического обеспечения, контроля и прогнозирования результатов образовательного процесса;
-
совершенствовать механизмы педагогического сопровождения олимпиадной подготовки, развитие интеллектуальных способностей высокомотивированных учащихся через включение к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
-
создание условий для реализации творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и поисковой деятельности за счёт профессионального роста педагогов, активизация их творческого потенциала, повышения эффективности учебных и факультативных занятий;
-
совершенствовать и укреплять материально-техническую базу, информационное пространство школы, создавать безопасные условия пребывания участников образовательного процесса и формировать у них навыки здорового образа жизни.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании позволяет культивировать в детях такие качества, как: самостоятельность, независимость мнения, критичность мышления, адекватную самооценку, открытость и доверие во взаимодействии.
I Наше видение миссии школы
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная ШКОЛА—ЭТО ШКОЛА СО СМЕШАННЫМ КОНТИНГЕНТОМ УЧАЩИХСЯ, ГДЕ УЧАТСЯ ОДАРЁННЫЕ И ОБЫЧНЫЕ дети, а так же дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках ступеней:
I ступень—дошкольное отделение (посмотреть презентацию), начальные классы (посмотреть презентацию) II ступень—базовая общеобразовательная школа; III ступень—средняя общеобразовательная школа
В течение нескольких лет педколлектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею—реализацию личностно ориентированного образования.Личностно ориентированное образование (ЛОО)—это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика, развитие самостоятельной личности. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать ЛОО учащихся, надо создать те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера; •Особенности семьи и её отношение к ребенку;
- Социальная среда, в которой живет и развивается человек;
- Воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.
Решение такой проблемы и определяет концепцию такого образования—мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно ориентированную концепцию образования.
Система ЛОО в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
№п/п |
Система ЛОО |
|
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
психолог |
2 |
Классно-урочные занятия |
Программа образования |
3 |
Занятия по выбору учащихся, факультативы, профили, спецкурсы |
|
4 |
Самообразование |
|
5 |
Внеурочная и внешкольная работа школы |
Программа воспитания |
6 |
Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление |
|
7 |
Трудовая деятельность учащихся |
Медслужба, психолог, завуч по ВР |
8 |
Сохранение и укрепление здоровья детей, социальная адаптация детей |
II Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни.
Исходя из этого, школа ставит следующие цели:
- Работать над новой моделью (адаптивной) школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
- Создать условия для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- Повысить роль образования в воспитании личности;
- Обеспечить социальную защищённость участников образовательного процесса
Задачи:
- Переход к универсально-профильному образованию;
- Поиск новых форм наполнения содержанием учебных предметов;
- Поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы в 5-9 классах в рамках предметов по выбору;
- Активизация психологической службы в определении перспектив развития школы;
- Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
- Совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- Гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- Демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- Преемственность в обучении на всех ступенях образования;
Перспективы и ожидаемые результаты УПК личностно ориентированного обучения
Сложившаяся система работы школы позволяет перейти к реструктиризации УВП и реорганизации системы управления
- Первая ступень—дошкольное отделение (традиционные программы и программа «Пралеска»; начальная школа (традиционные программы)
- Вторая ступень—базовая школа (5—9 кл) расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части—спецкурсов, факультативов, групповых занятий с одарёнными детьми и т.п.)
- Третья ступень—средняя школа (10—11; ) от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся
III Модельное представление школы
Модель работы школы |
||||
Ступени образования |
Начальная школа |
Базовая школа |
Средняя школа |
|
Виды дифференциации |
Уровневая, внешняя, внутренняя |
Уровневая внутренняя |
Уровневая профильная |
|
Содержание образования |
Предметы, обеспечивающие гос. стандарты образования, с учётом школьного компонента Профили: русский язык и литература; Математика, английский язык |
|||
Особенности организации работы школы |
Традиционные уроки с элементами развивающего обучения |
|||
Дополнительные часы на изучение английского языка, эстетических предметов |
Концентрированное изучение предметов 10-е классы русский язык и литература История—право Алгебра—геометрия Английский—французский--немецкий |
|||
Школьный компонент: экология, конструирование |
Школьный компонент физика, химия, биология, белорусский язык и литература, история |
|||
Работа по системе лекция—семинар--зачет |